Основы финансовой грамотности для детей и подростков с ОВЗ «Банк для всех!»

О практике

Целевая аудитория:

школьники средних классов (5-7 классы)
школьники старших классов (8-11 классы)

Категория ОВЗ:
IV категория. Лица с нарушениями интеллекта и РАС

V категория. Лица с задержкой психического развития (ЗПР)

VI категория. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
VII категория. Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Основы финансовой грамотности для детей и подростков с ОВЗ «Банк для всех!» - это образовательная программа, разработанная для детей и подростков школьного возраста с ОВЗ и инвалидностью различного генеза, предусматривающая создание специальных образовательных условий в целях получения целевой группой проекта образовательных и практических компетенций, направленных на освоение базовых финансово-экономических понятий.
Проект включает в себя два модуля, первый предполагает проведение занятий и деловой игры «Семейный бюджет», в ходе которой дети целевой группы проекта с помощью финансовых волонтеров учатся составлять семейный и личный бюджет. Второй модуль «Банк для всех!» предполагает практическое знакомство участников проекта с работой финансовых институтов.

На базе первой площадки (Банк России) участники проекта знакомятся с понятием и функциями денег; изучают основные функции Банка России; учатся проверять подлинность денежных купюр. В рамках второй площадки (ПАО Сбербанк) участники проекта узнают о сущности и функциях коммерческого банка; знакомятся с российской платежной системой «МИР»; изучают виды пластиковых карт и различные терминалы для оплаты, а также учатся защищать свои сбережения от Интернет - мошенников.

В рамках практического занятия в адаптированном офисе Сбербанка участники проекта тестируют банкоматы, адаптированные для людей с ОВЗ, на практике знакомясь с программой «Особенный банк» для маломобильных граждан, для граждан, имеющих сенсорные нарушения, а также для лиц с ментальными нарушениями.

В рамках третьей площадки (Банковский колледж) проводится Деловая игра «Я – клиент банка», в ходе которой моделируются реальные ситуации по открытию банковского вклада, оплате коммунальных платежей.

По итогам проекта у детей и подростки целевой группы формируются образовательные и практические компетенции, позволяющие им овладеть базовыми понятиями финансовой сферы; управлять личными финансами и приобрести умения выступать в различных финансово-экономических ролях.  

цель

формирование у детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью различного генеза основных представлений о финансовой системе РФ (Банк России, коммерческие банки (на примере ПАО Сбербанк), о финансовых инструментах (деньги, банковские карты), разумного финансового поведения; ответственного отношения к личным финансам (основы формирования личного бюджета); защите от финансовых махинаций.

Задача

  • Сформировать образовательные компетенции у участников проекта:
- базовые понятия финансовой сферы (деньги, банк, банковские карты, финансовые институты (Банк России, коммерческий банк)
- компетенции в области разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам (основы формирования личного бюджета), а также в области защиты от финансового мошенничества;

  • Сформировать практические компетенции у участников проекта:
- знания (правила поведения) в определенных финансовых институтах (коммерческий банк)
- умения выступать в различных финансово-экономических ролях (клиента банка). 

Результат

Личностные:

  • понимание, откуда берутся деньги;
  • умения: различать краткосрочные и долгосрочные потребности, определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
  • осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • знание своих прав и обязанностей в сфере финансов.
Интеллектуальные (метапредметные):
  • владение умением решать практические финансовые задачи: анализировать практическую ситуацию в сфере личных финансов и планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
  • владение коммуникативными компетенциями: выступать в различных финансово-экономических ролях (клиента банка; покупателя наличным и безналичным способом в магазинах розничной торговли)
Предметные:
  • владение базовыми понятиями финансовой сферы (деньги, банк, банковские карты, финансовые институты (Банк России, коммерческий банк);
  • владение знаниями (правилами поведения) в определенных финансовых институтов (коммерческий банк). 

Формат реализации

очный

Фотогалерея

Автор

Мерцалова Екатерина Евгеньевна

Заместитель заведующего отделения социального сопровождения и консультирования по вопросам ранней помощи